Конкурс «Россия вдохновляет!» фестиваля Bridge of Arts: турпоток создают событие + инфраструктура

Конкурс «Россия вдохновляет!» фестиваля Bridge of Arts: турпоток создают событие + инфраструктура

Фото: Константин Исааков

В День российского кино в Ростове-на-Дону завершился III Международный фестиваль мотивационного кино и спорта Bridge of Arts. С итогами Фестиваля можно познакомиться здесь.

А начиналась все накануне – за несколько дней до старта конкурсного показа и деловой программы ростовского кинофорума. Когда из Москвы, со Страстного бульвара стартовал инфо-автотур в Ростов-на-Дону, организованный госкомпанией компанией «Автодор». Его участниками стали кинозвезды во главе с президентом Фестиваля BRIDGE of ARTS Олегом Тактаровым и журналисты.

Компания «Автодор» поставила целью продемонстрировать: в России есть отличные дороги! Пример тому – современная автотрасса М4 Дон, по которой и отправились в путь участники поездки. Дорога – это ли не одна из важнейших составляющих структуры внутреннего туризма? Ведь самостоятельные путешествия на собственных автомобилях в последние годы стали в России все популярнее. И во многом потому, что ездить по стране уже гораздо комфортнее, чем, скажем, лет 10-15 назад.

Это ведь очень просто: будет хорошая и обустроенная дорога – поедут по ней туристы, а не будет – очень трудно привлечь народ даже на самое увлекательное событие. Дорожное полотно трассы М4 Дон – гладкое и быстрое (нам было с чем сравнить, когда ближе к финишу пришлось покататься и по местным путям-дорогам), пробок у нас на дистанции практически не было. Да, трасса платная, но, во-первых, это совсем не дорого. А во-вторых, сам процесс оплаты проезда можно почти «свести к нулю»: проезжаешь через один из специальных терминалов – и деньги автоматически списываются с твоего счета.

Это потому, что на лобовом стекле твоего авто закреплена малюсенькая такая «коробочка» – транспондер. Очень, скажу я вам, удобная штука. Да еще и дает специальные скидки на проезд.

Пока такого типа транспондеры, которые были участникам путешествия презентованы на самой первой остановке – в Центре продаж и обслуживания ООО «Автодор – платные дороги», действуют только на трассах «Автодора», но уже в самое ближайшее время они будут унифицированы для всех платных отечественных дорог.

На этом этапе к автотуристам присоединилась еще одна кинознаменитость – обаятельная Алена Бабенко. Таким ярким женщинам, таким актрисам хочется – просто по нормальному человеческому, мужскому импульсу – что-то подарить: организаторы автотура, конечно же, подарили ей личный транспондер.

Но дорога спешит вперед! И вот уже слева мелькают прекрасные купола Задонского монастыря. Основан был Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь старцами-схимонахами Кириллом и Герасимом еще XVII веке, а в веке XXI был отреставрирован, и сейчас это территория удивительной красоты и гармонии.

В здешних храмах хранится несколько святынь: список чудотворной иконы Владимирской Богоматери, мощи святого Тихона Задонского и других местных, задонских святых. Расположился тут и прекрасный храмовый комплекс, а при раскопках была обнаружена и восстановлена могила дворян Муравьевых. Ко всему и со времен татаро-монгольского нашествия монастырь был оплотом православия. И все это вместе, в обрамлении прекрасно природы Задонья делает его не только паломническим объектом, но и местом, куда непременно стоит заехать любому туристу.

Скоро тут будет построена гостиница для паломников и других путешествующих. А ведь что-то только не располагалось в беспамятные советские времена: и детдом, и овощехранилище, и ремонтные мастерские, и пересыльная тюрьма.

Но мы вновь движемся по М4 Дон. В этом году поток автотуристов по ней заметно увеличился: люди «распробовали» качественную трассу. Для создания здесь условий комфорности и безопасности «Автодор» привлекает и частных инвесторов – классическое государственно-частное партнерство. На дороге теперь есть зоны отдыха, где можно перекусить или просто на столике разложить свою, припасенную еду, чистые туалеты с душевыми кабинками, а на одной из заправок мы даже увидели детскую площадку. Скоро появятся и мини-отели.

И так уже – на нескольких трассах «Автодора»: М1, М11, других. Кстати, подобные платные трассы прокладываются в стороне от населенных пунктов, что позволяет их сделать более быстрыми и экологичными. Есть проект создания огромной дороги от северо-запада Китая, через Казахстан и всю Россию, к ее центру. А это уже мощнейшее инфраструктурное звено для въездного туризма!

Переночевав в отеле «Яр» (Воронежская область), мы прибыли на новый уникальный задонский объект – в туристско-рекреационную зону «Осетровский плацдарм» (Верхнемамонский район Воронежской области).

Здесь, на высоте 191, в малой излучине среднего Дона, в 1942 году шли напряженные бои, оставшиеся в истории Великой Отечественной войны как часть знаменитой операции «Малый Сатурн», помешавшей немецким и итальянским захватчикам деблокировать окружение в районе Курска. 16 декабря тут ежегодно отмечается День памяти павших. Наши потери тогда составили 95 тысяч человек, а у врага – около 300 тысяч. Здешнему поселку Верхний Мамон присвоено звания Поселения воинской славы. Возложила цветы к Мемориалу защитников Остеровского плацдарма и наша делегация.

Ну, а экспонаты следующего объекта по пути многим путешественникам знакомы с детства: автомат с газировкой, фотоаппарат «Смена-6», арифмометр, фотоувеличитель, диапроектор, мясорубка, резиновый пупс. Эти и многие другие реалии советского быта – вплоть до шикарных по тем временам автомобилей «Чайка», «Победа», «ЗИЛ», на которых ездили именитые государственные чины, можно увидеть на огромной территории только в этом году, три месяца назад открывшегося Музея «Легенды СССР».

Бывал я в подобном музее и, например, в Казани, но тут коллекция, конечно, покруче. И очень эмоционально наполненная. Попутчики, что постарше, я видел, даже утирали слезы…

Накануне открытия Фестиваля, уже в Ростове-на-Дону, после предстартовой пресс-конференции мне довелось побеседовать с генеральным директором ООО «Управляющая компания «Автодор» Натальей Ермиловой.

Автотрасса, кино, туризм – три довольно разных составляющих нынешнего проекта. Какой эффект дает это сочетание?

«Дороги, они ведь как раз существуют для того, чтобы по ним люди могли комфортно, быстро, безопасно – в том числе и на такие массовые события, как фестиваль Bridge of Arts, посещать новые места, получать новые впечатления, – прокомментировала Наталья Ермилова. – Наша страна настолько велика и богата только отчасти пока раскрытым туристическим потенциалом, что она вдохновляет на посещать все время новые места. К этому вдохновению мы сможем добавить современнейшую инфраструктуру автомобильных дорог. В реализации программы развития внутреннего и въездного туризма – будущее России. Потому что это – движение, это появление новых сервисов, новые места притяжения туристов. Это места, связанные с историческими событиями, старинные усадьбы, природные объекты».

– Вы готовы покрыть своими сервисами все российские дороги?

«Те трассы, что находятся в ведении государственной компании «Автодор», отвечают современным требованиям, – уточнила Наталья Владимировна. – Нами ежегодно создается не менее шести подобных зон на трассах. В конце сентября – начале октября на 56-м километре трассы М4 Дон начнет работать ресторан в комплексе с автосервисом и остальными услугами для туристов. В программу строительства новых дорог госкомпании также заложена необходимая инфраструктура».

Что ж, хорошо бы все российские дороги стали такими, как М4 Дон. Ну, или такими же гладкими и привлекательными, как красная ковровая дорожка на открытии Bridge of Arts. И со звездными пассажирами.

В это время на ростовском отеле Marins Park уже стартовали просмотры в рамках проводившегося здесь впервые I Всероссийского конкурса о туризме и путешествиях «Россия вдохновляет!».

О его итогах – чуть ниже. Пока же – о некоторых из увиденных мною фильмах. В конкурсе было представлено более 30 фильмов о туризме и достопримечательностях российских регионов. Не все из них, на вкус, смогли выйти за рамки банального с советских времен жанра – видового кино или его более современной, но, увы, столь же неубедительной «инкарнации» – рекламного ролика. Стандартный набор операторских приемов с закадровым текстом или субтитрами – самые разные оценочные глаголы можно использовать применительно к таким работам, только не глагол «вдохновлять». И совсем уж не «кино о туризме» – то, что сделано в виде телерепортажа о событии, не выходящего за рамки репортерского «акынства»: что вижу, то «пою».

Отчего все это происходит? Откуда это бесстрастное уныние? Оно возникает не только из-за того, что бюджет ограничен или техника не та. Главная причина, мне кажется, в другом: в отсутствии авторской эмоции. Еще точнее: авторской любви к объекту съемок. Если я, автор, не люблю мою родную Тьмутаракань, то никакое мое «крутое» кино зрителя туда не заманит.

Собственно, тот «видовой» жанр тоже может быть ну очень завлекательным. Пример – фильм «Камчатский край». Да, Камчатка – «самоиграющая», но какие-то авторские эмоции заставили же меня запомнить название бухты Авача, очень захотеть своими глазами увидеть мне, человеку, искушенному, утесы Три брата, вулканы и гейзеры этих мест.

Ну да, красоту мало увидеть – ее надо еще и умело «транслировать» зрителю. Любое путешествие может обернуться серыми «картинками» за окном поезда и банальными разговорами попутчиков «за жизнь», а может – и открытиями на каждом километре дороги.

И все же будущее «туристического кино» (если таковое у нас в стране все сформируется благодаря подобным фестивалям) – не за фильмами-панорамами, какими бы красивыми они ни разворачивались, за жанром киноразмышления.

С радостью констатировал: мое мнение и мнение жюри конкурса совпали: победителем названа картина под названием «Териберка.LIVE» Юлии Варенцовой из Мурманской области. История этой работы замысловата: это как бы «кино после кино». Вышел на мировые экраны великолепный, пронзительно честный и мастерски, пробивая на боль снятый «Левиафан» Андрея Звягинцев, и в края, где, собственно, и делался этот фильм, потянулся было турист: что есть, собственно, сия Териберка?

А Териберка – глушь. Со всеми бедами, запущенными, годами нерешавшимися, что свойственны российской глуши. Турист посмотрел-посмотрел – и рассосался: и впрямь плохо тут и лучше не будет.

Но вслед ним пришли сюда молодые люди, не согласившиеся с эти «лучше не будет». И провели тут Фестиваль искусств Териберка.LIVE.

На самом деле, фильм не том, какие они молодцы и как событийный туризм способен поднять самую что ни на есть запущенную территорию. Потому что не поднял. Пока не поднял точно. И об этом с экрана говорят и местные жители, и сами молодые инноваторы. Не решаются одним махом проблемы, которые создавались в стране последние сто лет – со времени того бедового исторического события, юбилей которого иные с гордостью намерены отмечать. Нужно еще 10 таких – и непременно успешных, с наплывом гостей, с развитием территории, с прибылью организаторов в конце концов – фестивалей, не меньше, чтобы Россию-Териберку вытащить на свет божий, материально, а главное, духовно цивилизовать. Вот какое кино и следует снимать для отечественного туризма – хоть внутреннего, хоть въездного. Вот такое кино и следует снимать для России.

На церемонии закрытия конкурса его исполнительный директор Алексей Павловский сказал: «С этого года началась история Ростова как города, который развивает туристическое кино. Вместе с жюри мы отсмотрели десятки удивительных лент, которые представили нам разную Россию: и ту, что мы привыкли видеть на открытках, и ту, неожиданную, неизведанную и прекрасную, которую открыли для себя благодаря конкурсным фильмам. По нашей стране нужно путешествовать, нужно узнавать ее вновь и вновь. Потому что «Россия вдохновляет!». Кто бы спорил.

Победителями конкурса стали:

• В номинации «Регион» – «Открой Бурятию», режиссер Владимир Филиппов (Республика Бурятия, 2017).

• В номинации «Достопримечательность» – «Пермский край. Колчимский камень», режиссер Александр Паньков (Пермский край, 2017).

• В номинации «Событие» – «Фильм о событийном туризме Липецкой области», режиссер Владимир Корзинкин (Липецкая область, 2016).

• В номинации «Впечатление» – «Американская мечта», режиссер Андрей Ананин (Красноярский край, 2015).

• В номинации «Локация» – «Дальние острова. Сахалинская область», режиссер Василий Вишневский (Сахалинская область, 2015–2016).

• В номинация «Год экологии» – «Каюры», режиссер Максим Арбугаев (Республика Саха, 2016).

Фото автора

Источник

Обсуждение закрыто.