Без риска: как грамотно оплачивать туры онлайн
Онлайн‑платежами год от года пользуется все большее число покупателей. Тем не менее, многие россияне по‑прежнему не расплачиваются через интернет, опасаясь (зачастую, справедливо), что деньги уйдут не по назначению. Рамблер/Путешествия выясняли, как избежать рисков при покупке туров и бронировании отелей онлайн.
Сбой при оплате тура
Итак, вы нашли в интернете понравившийся тур и даже решились оплатить его карточкой онлайн. Но что‑то пошло не так: у вас деньги списались, а к агенту или туроператору так и не пришли. Ситуация, конечно, неприятная, но исправить ее довольно просто.
«В первую очередь звонить туроператору. Не бывает идеальных систем, и порой случаются сбои связи, информация об успешности проведения платежа просто не доходит до системы туроператора. В данном случае сотрудник туроператора должен убедиться, что платеж прошел успешно и зачислить средства в свою систему «руками» », — рекомендует руководитель проектов электронной коммерции Uniteller Александр Новиков.
«Вероятнее всего, у оператора есть альтернативный способ проверить поступление денежных средств, и проблема будет решена в кратчайшие сроки», — добавляет руководитель направления эквайринга и электронной коммерции ПАО «АК БАРС» Банк Ришат Хуснуллин.
Оплата не прошла, а тур «горит»
Более нервный вариант первого сценария. Сбой оплаты произошел, а времени разбираться нет, потому что вылетать уже послезавтра. Не тратьте время на то, чтобы дозвониться банку по «горячей линии», которая, как показывает практика, может рассказывать о важности вашего звонка хоть часами. А лучше идите в интернет‑банк, и не забудьте подключить его перед тем, как начнете оплачивать тур.
«Всю необходимую информацию вы сможете увидеть в своем интернет‑банке. Сначала оповещаем туроператора о сбое. Далее по цепочке: туроператор, платежный шлюз, клиент. На эту процедуру должно уйти не более часа (шесть писем, два тикета), в любое время суток. Любая уважающая себя компания имеет техническую поддержку, работающую в режиме 24 × 7», — поясняет Александр Новиков.
Тур куплен, но туроператор обанкротился
В 2014 году, когда обанкротились «Нева», «Лабиринт», «Южный Крест», «Верса» и ряд других крупных игроков туристического бизнеса, это привело почти что к катастрофе. Сотни тысяч людей не смогли улететь на отдых и не смогли получить компенсации за него. Если вы покупаете тур онлайн и оплачиваете его картой, вы рискуете меньше, чем при оплате наличными.
«Если вы оплатили услугу, но она не оказана, то следует обратиться в банк выпустивший карту с претензионным заявлением. В заявлении следует указать максимальное число данных по совершенной операции. Максимальный срок рассмотрения такого заявления 45 рабочих дней. Как правило, в случае банкротства поставщика услуги, решение о возврате денежных средств принимается в пользу плательщика», — объясняет Ришат Хуснуллин.
«Если оплачивали банковской картой, то вернуть деньги довольно просто. Достаточно прийти в свой банк и написать заявление на опротестование платежа по факту не предоставления услуги. Это заявление можно написать в течение 540 дней (полутора лет) с момента проведения платежа. В течение месяца деньги вернут на вашу карту», — добавляет Александр Новиков.
Тур куплен, но туроператор обанкротился
Если пришлось срочно отказаться от поездки…
Вы долго планировали отпуск, выбрали подходящий отель, забронировали его и даже уже оплатили. Но в последний момент планы изменились, и стало ясно, что поехать не получится. Возможно ли вернуть деньги, которые ушли на бронирование гостиницы?
«Шанс вернуть деньги есть, но итоговое решение о возврате принимает не сервис по бронированию, а сам отель или посредник. Как правило, достаточно отправить email с запросом о возврате средств, но некоторые компании требуют оформить заявление в письменном виде по установленному образцу. Если вы отменили поездку по уважительной причине и у вас есть подтверждающие документы, — предоставьте их. Например, у вас были проблемы со здоровьем — приложите к запросу медицинские справки, это повысит шансы на возврат денег», — пояснил Артем Кубаткин из команды маркетинга сервиса по бронированию отелей Ostrovok.ru.
Лимиты по онлайн‑платежам
Вы нашли подходящий тур, который на сайте дешевле, чем у всех известных вам агентов. И это именно та страна, куда вы давно хотели съездить. Вы в предвкушении хватаете карту, бронируете тур, и в самый момент оплаты приходит сообщение от заботливого банка, где говорится, что операцию выполнить невозможно, поскольку превышен допустимый лимит по онлайн‑платежам. Формулировка может отличаться, но суть неизменна.
«В случае, если у вас установлено ограничение операции по сумме онлайн‑покупки, следует обратиться в банк, выпустивший карту, для изменения лимитов», — советует Ришат Хуснуллин.
Если тур «горит», то, возможно вы и не успеете разобраться с банком так быстро. Но зато следующие платежи будут проходить без проблем.
Очевидные вещи
Само собой, не стоит покупать тур у сомнительного продавца. Сначала наведите справки о компании, если она ненадежная, то об этом до вас наверняка уже рассказали в интернете.
Почитайте инструкции по безопасности платежей, которые выпустил ваш банк. Такие папки есть у всех солидных финансовых организаций. Если будете следовать рекомендациям, не попадетесь на удочку мошенников.
Все фото: Shutterstock