Промышленный туризм: от любопытства до профориентации
Фото: Ольга Чижкова
Промышленный туризм — новый мировой тренд. На международной туристической выставке «Отдых» эту свежую тенденцию на едином стенде представили Калининградская область и Уральские регионы (Пермский край, Удмуртия и Екатеринбург).
«Урал имеет большой потенциал для промышленного туризма, здесь много интересных объектов и много энтузиастов», — подчеркнул заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый на панельной сессии «Промышленный туризм — новый мировой тренд: лучшие региональные и международные практики», состоявшейся в рамках Международной туристической выставки «Отдых» в Москве.
В уральских городах сохранилось много старинных производств: заводы Демидовых, Строгановых и другие. Особенно интересны они будут иностранному туристу. Ведь в России и на Западе производственное развитие шло разными путями. У нас всегда было много земли, и утратившие свое значение производства просто бросали, а новый завод строили на новой площадке. В Европе, наоборот, производственные здания перестраивали и даже сносили, чтобы на их месте воздвигнуть новые цеха, а оборудование переплавляли и утилизировали. В результате – там почти не сохранилось исторических производств. И чтобы посмотреть, каким был, например, металлургический завод в XVII — XVIII веке, туристам придется поехать в Россию. Кроме исторических заводов на Урале есть интересные производственные комплексы Советского периода, а также современные предприятия.
«Промышленный туризм – это лучшая реклама предприятия», — считает руководитель агентства «Профи-тур» (Калининград) Наталья Казакова. Ведь это возможность для продвижения продукции предприятия как на российском, так и на зарубежных рынках. Это создание доверия потребителя к продукции завода. Это важно, например, для производства продуктов питания, автомобилей, бытовой техники, мебели и т.д. В то же время промышленный туризм может нести образовательную и профориентационную функцию.
«Показать наши производства, значит продемонстрировать школьникам и студентам наш образовательный потенциал. Чтобы они выбирали не только гуманитарные специальности, но и технические», — добавила заместитель председателя Исполкома по международным отношениям Ассамблеи народов России Елена Годовых. В России сейчас не хватает инженеров, конструкторов. Молодежь можно привлекать к профессиям путем экскурсий на производства.
В дискуссии приняли участие руководители турфирм, организующих экскурсии на действующие промышленные предприятия Москвы, Калининграда и Перми. Все они отметили, что создание промышленного турпродукта – не простая задача. Это бизнес-план на несколько лет по выстраиванию взаимоотношений с предприятием. Ведь экскурсии нужно организовать так, чтобы они не мешали производственному процессу. Это, порой, требует больших вложений. К тому же под такой экскурсионный проект заводу понадобится штат сотрудников. Есть проблемы с законодательной базой по посещению индустриальных объектов. Тем не менее, нет предприятий, не готовых к сотрудничеству. Руководители производств понимают, что это рекламно-маркетинговое мероприятие плюс решение кадровой проблемы.
Туроператоры отметили, что промышленный, или как его еще называют, индустриальный туризм – это твердый всесезонный продукт с маржинальностью более 30%. Главное – правильно выбрать программу. Детям от 6 до 12 лет интересно производство мороженого, шоколада, ювелирных и парфюмерных изделий. Им нравится, когда в программе экскурсии есть мастер-класс.
Детям старше 12 лет можно показывать большие современные производственные циклы, им интересна история производства и образовательная программа. Они хотят знать, как работает диспетчерская служба аэропорта, мебельная фабрика, тепличное хозяйство, судостроительный завод и линия по производству молочных продуктов.
Молодых людей от 16 лет заинтересует экскурсия со стажировкой и встреча с работниками предприятия. Взрослые с удовольствием пойдут на экскурсию на завод Кока-колы, посетят янтарную фабрику, коньячный комбинат или корабельные верфи. Производство продуктов питания – обязательно с дегустацией. Нередко группы записываются в очередь на экскурсии за 6 месяцев.
Помимо развлекательной, образовательной и экономической, туризм несет социальную функцию. Промышленный туризм – это возможность диверсификации моногородов.
В конце дискуссии участники призвали создать в России «Ассоциацию промышленного туризма».
Фото автора и Олега Воробьева